Кризис власти на Украине и последовавшая за ним отставка секретаря СНБО Петра Порошенко и правительства Юлии Тимошенко – отличный инструмент в руках Кремля и проправительственно настроенных аналитиков, чтобы снова заговорить о неизбежности постреволюционного синдрома – разочарования: заветы революции забыты, людей обманули, власть коррумпирована. А значит, надо с новыми силами бороться с "оранжевой чумой" в собственной стране.
Это – неправда. К сожалению, мало кто в России понимает, что такое по своей сути оранжевая революция. Журналисты и аналитики, а вслед за ними власть и население увидели на Украине только смену власти, а революцию восприняли лишь как инструмент, т.е. как новый метод достижения политических целей. А это в корне неверно. Революция – это не политическая технология. Сколько денег ни вкладывай в протестное движение, без появления критической массы недовольных революции не будет. И это утверждение справедливо как для современной Украины, так и для России начала прошлого и нынешнего века.
Прошлой зимой украинцы вышли на улицу не потому, что хотели видеть президентом Виктора Ющенко, а премьером – Юлию Тимошенко. Конечно, политизированность украинского общества была подогрета грамотной предвыборной риторикой оранжевых и поразительными (и – крайне подозрительными) ошибками (в том числе – орфографическими) бело-синих. Но причина не в этом. Во времена Кучмы тотальная коррумпированность системы достигла таких размахов, что дальше так жить казалось уже невозможным. Молодежь не видела своего будущего, а средний бизнес был так задавлен вымогательством чиновников и налогами, что не видел даже настоящего. Точка кипения пришлась на осень после жесткого усиления прессинга на всех фронтах во время предвыборной кампании (студентов принуждали голосовать за Януковича, бизнес – спонсировать его предвыборную кампанию). Многие бизнесмены закрывали свои фирмы, откладывали запуск новых проектов, или просто – уезжали из страны. Пришло понимание: ТАК больше жить нельзя. Только из-за этого понимания стала возможна революция, знаменитое "Так!" Ющенко и приход оранжевых к власти.
Отставка правительства и политический кризис – не повод для разочарования. Оранжевая революция – это не Юлия Тимошенко, не Петр Порошенко и даже не Виктор Ющенко. Революция, или как ее называют в России, оранжевая чума, – это гораздо страшней, чем все украинские политики вместе взятые. Это - гражданское общество. Это совокупность сознательных украинцев, которые решили взять судьбу своей страны в свои руки. Извините за пафос – но это правда. И именно поэтому отставка Тимошенко – вообще событие мало интересное для общества. На Украине будет еще столько отставок и столько смен власти, сколько потребуется украинцам – сами по себе Юлия Тимошенко и Виктор Ющенко не могут ни представлять из себя "заветы революции", ни тем более – их предать. Эти политики останутся заложниками Майдана, если вообще хотят остаться политиками.
Ошибочно анализировать отставку правительства только с точки зрения предвыборных стратегий бывших партнеров – Ющенко и Тимошенко. Ее причины гораздо глубже, и это даже не конфликт команды премьера и окружения президента во главе с Порошенко или реприватизационные процессы, которые напрямую повлияли на окончательное решение президента. Дело в раздробленности элиты. По большому счету, ее практически нет. На данный момент элита представлена только в бизнес-сообществе, члены которого, впрочем, заняты постоянной борьбой друг с другом. А гражданское общество оказалось на Украине достаточно сильным, чтобы сказать "нет", но не настолько развитым, чтобы создать собственный проект. Отсутствие внятной и приемлемой для всего общества стратегии развития страны вынудило лидеров революции идти на поводу у той элиты, которая уже есть, – т.е. у крупного бизнеса. Участие Тимошенко и Порошенко в коррупционных скандалах вокруг реприватизации доказать достаточно сложно, но даже слухов и домыслов достаточно, чтобы понять - эти политики преследуют интересы вовсе не гражданского общества. Удаление их обоих – не только хороший тактический ход президента. Ющенко практически дал понять, что власть не будет больше заниматься ни реприватизацией, ни вмешательством в бизнес, а значит ей остается только одна задача: проводить интересы настоящей, консолидированной элиты и гражданского общества. Вопрос теперь только в том, когда же эта элита появится и наконец обзаведется стратегией.
Пока российская власть будет искать на Украине разочарование, политтехнологи - бороться с оранжевой чумой, российской оппозиции стоит очень внимательно присмотреться к украинской политике. Колоссально важно понять реальные причины кризиса власти. Это именно та ошибка, на которой можно многому научиться и предотвратить подобное развитие событий в России. Если, конечно, российскому гражданскому обществу хватит сил хотя бы на "Нет".