В воскресенье, 17 ноября, "Народный альянс" в третий раз провел необходимый для регистрации учредительный съезд. Два предыдущих успехом не увенчались — Министерство юстиции оба раза отказалось регистрировать партию. Несмотря на то, что цели остались прежними, третья попытка прошла в новой атмосфере. Ее обозначил Алексей Навальный, заметивший, что теперь Минюсту будет труднее не зарегистрировать партию, ведь ее кандидат получил на выборах мэра больше четверти голосов избирателей.
Изменился и формат организации: коллегиальному руководящему органу пришлось потесниться — "партия Навального без Навального", наконец, обзавелась должностью председателя. Интрига предсказуемо оказалась только номинальной: главой "Народного альянса" стал ее неформальный лидер. За него проголосовали 88 из 108 участников съезда.
Кроме него делегаты съезда выдвинули в председатели кандидатуры Леонида Волкова, Владимира Ашуркова, Николая Ляскина и Сергея Ухова из Пермского края. Волков и Ашурков, правда, сразу же взяли самоотвод. Предлагать своих кандидатов всех призвал сам Навальный, сообщивший, что иначе голосование будет безальтернативным, что "не соответствует духу партии".
Несмотря на официальный формат съезда, время от времени он напоминал вечеринку штаба Навального на выборах мэра. Это и постоянные возвращения к теме совместной тяжелой, но успешной работы, продолжением которой должно стать партстроительство, и заданный бывшим главой предвыборного штаба Леонидом Волковым неформальный тон, который он сам назвал правильным соотношением серьезности и шутливости.
Внешне олицетворявший серьезность Навальный, хоть и пришел в костюме, почти сразу подчеркнул, что и сам предпочитает неформальный тон. Для этого он расстался с галстуком, объяснив, что увидел фотографии с предыдущих съездов — на них он был в нем же. "Видимо, дело было в этом галстуке", — пошутил политик о том, почему партии отказали в регистрации.
Тем не менее все выступавшие подчеркивали — настрой у "Народного альянса" серьезный. "Мы должны пройти процедуру, которая уже проходила много раз. Независимо от регистрации "Народный альянс" — реальная политическая сила, которая намного более реальна 99% существующих зарегистрированных и незарегистрированных партий", — заявил Волков.
Он подчеркнул, что, по данным "Левада-центра", за партию Навального готовы отдать свои голоса около 10% избирателей. И хотя сам Навальный в своем выступлении несколько раз возвращался к тому, что "Народный альянс" — это не вождистская партия, слова Волкова иллюстрируют — пока "Народный альянс" по крайней мере в глазах избирателей остается в большой степени партией одного человека.
Тем не менее Навальный заверил собравшихся, что гордится членством в партии и уверен, что его результат на выборах — во многом ее заслуга.
"Я иду на то, чтобы выдвинуться председателем, и вновь прошу вашей поддержки, потому что, мне кажется, это важно — не просто сказать потом: "Вы не имеете права не зарегистрировать партию, лидер которой получил у нас поддержку аж трети избирателей (официальный результат Навального в Москве 27,24% — прим. Каспаров.Ru). Конечно, мы скажем это, но важно помнить о том, что во многом прошедшая избирательная кампания — это была кампания "Народного альянса". Я шел на эти выборы практически с программой "Народного альянса", — начал свою речь Навальный.
"Мы уничтожили миф, что оппозиция — это какой-то узкий набор идеологических групп: вот там вот стоят либералы — у них 5%, вот здесь стоят левые — у них 4-8% процентов, вот где-то за ширмой стоят националисты, которые тоже способны получить 10%, а все остальное место в политическом пространстве занимает какая-то аморфная власть, просто партия, которую сделали чиновники для себя", — обрисовал настроения до митингов 2011 года Навальный.
Собравшихся политик настроил решительно:
"Мы создаем партию "Народный альянс", чтобы захватить политическую власть в стране.
Что очень приятно для нас, никто другой, кроме нас, это сделать не может. Никто, кроме нас, сделать этого не может — никто, кроме нас, лучшей партии не сделает!" — агитировал собственных сторонников Навальный.
На вопрос, что нужно будет делать со "взятой властью", должна ответить программа партии. О ней рассказал Ашурков, которого съезд назначил ответственным за ведение всех дел, связанных с регистрацией. Согласно программе, "Народный альянс" выступает за постепенную приватизацию, реформу МВД, обеспечение равной доступности социальных благ вне зависимости от достатка, переход на контрактную армию.
Также партия собирается бороться за передачу больших прав на муниципальный уровень управления. В судебной сфере и сфере водоохранных органов партия выступает за уход от "палочной системы показателей" и измерение эффективности этих структур по уровню удовлетворенности граждан их работой, а также за обширную реформу этих сфер. "Народный альянс" выступает за введение въездных виз для стран Средней Азии и собирается устранить "перекос в пользу республик Кавказа" в бюджетном финансировании.
Один пункт из предыдущей программы партии вылетел по рекомендации юристов. Им стало положение о ликвидации центров по борьбе с экстремизмом и существенном сужении законодательных положений об экстремизме. Аналогичный пункт помешал зарегистрироваться "Партии 5 декабря".
В свою очередь Навальный рассказал об избирательной стратегии, которую он считает оптимальной для "Народного альянса".
Политик полагает, что члены партии должны вести проекты "РосПил", "РосЖКХ", "РосЯма".
"Они работают уже сейчас, благодаря этим проектам каждый из вас может получить заслуженную славу и пиар в своих регионах. Это те проекты, которые могут позволить на местах избраться многим", — объяснял механизмы зарабатывания известности Навальный. В остальном стратегия также очень похожа на уже отработанную на выборах мэра самим политиком. Избирательные кампании, по мнению Навального, должны строиться на волонтерах и на непосредственном контакте с избирателями.
Рассказал он и о том, как "Народному альянсу" оставаться "живой политической силой". "Программа партии — это такая штука, которая живет и изменяется вместе со всем обществом", — заметил политик.
"Нам не нужен какой-то набор догм. Конечно, есть базовые принципы, на которых мы стоим. Борьба с коррупцией для нас — догма, отверстие политических заключенных в России для нас — догма, европейский путь России для нас — догма. Но по огромному количеству остальных вопросов в партии должна быть нормальная дискуссия", — подчеркнул политик. Он заметил, что в ходе споров и сам готов "остаться в меньшинстве" по некоторым вопросам.
Один из таких "острых" вопросов, сопровождающих фигуру Навального, прозвучал и на съезде. Один из делегатов попросил политика объяснить, почему он поддержал "Русский марш". Навальный предпочел уйти от прямого ответа, заметив, что партия поддерживает свободу собраний для всех, а значит, если националисты хотят маршировать — "имеют право".
Еще один, правда, пока не такой острый вопрос задал другой член партии. Его беспокоило, не станет ли "Народный альянс" вождистской партией. "Ляскин с Уховым на пятки наступают, какая тут вождистская партия? — пошутил Навальный и тут же подчеркнул, что для этого есть реальные механизмы: — Я хорошо понимаю, как сделать так, чтобы тебя на посту председателя нельзя было переизбрать. Голосование у нас максимально открытое".
В соответствии с требованиями закона на съезде был выбран Центральный совет партии. Среди кандидатов преобладали сотрудники проектов Навального и члены его штаба на выборах мэра Москвы. В руководство в итоге вошли почти все они: Владимир Ашурков, Георгий Албуров, Леонид Волков, Дмитрий Крайнев, Николай Ляскин, Владислав Наганов, Любовь Соболь. Были в списке кандидатов и регионалы. Из них, правда, избран оказался лишь один — экс-депутат заксобрания Вологодской области Евгений Доможиров, входивший в состав прошлого Центрального совета.
Хотя планировалось, что Совет будет состоять из десяти человек, делегаты избрали только восемь — по уставу "Народного альянса" в руководящий орган могут войти только те, за кого проголосовало больше половины делегатов съезда. Волков сообщил, что еще два человека могут быть доизбраны позже.
Подсчет голосов занял большую часть съезда, и в итоге глава Счетной комиссии Федор Езеев заверил собравшихся: "Ничего не потеряно, ничего не вброшено!" В своей краткой благодарственной речи свежеизбранный председатель "Народного альянса" Навальный в очередной раз похвалил партию, заметив, что ему очень приятно было слышать эти, такие редкие в России, слова.